Познавательная функция психики заключается в построении образа мира, который в разной степени полноты и адекватности отображает реальность. Эта функция совершается с помощью познавательной деятельности, которая может быть чувственной и рациональной.

Чувственную деятельность обеспечивают ощущение и восприятие, а рациональную – мышление и воображение. Результаты такого познавания действительности стают опытом человека благодаря памяти. Сложно переоценить ее значение, ведь без нее любая деятельность была бы просто невозможна. Академик И. Сеченов говорил, что без памяти ощущения и восприятия человека исчезали бы бесследно сразу после своего возникновения, навсегда оставляя человека в состоянии новорожденного.

Без памяти прошлого опыта человек не может жить полноценной жизнью, ее потерю можно смело сравнить с потерей свободы. Человек, владеющий информацией об особенностях функционирования разных видов памяти, о ее закономерностях, знающий теории памяти в психологии имеет возможность осознать важность этого познавательного процесса и по-новому взглянуть на возможности собственной памяти.

Определение памяти в современной психологии остается неизменным. Это процесс запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания человеком собственного опыта. Таким образом, человеческая память является звеном связи между прошлым, настоящим и будущим . В процессе индивидуального развития каждого человека она является основой становления личности. Понятие памяти в разных направлениях психологии исходит из принципов конкретной теории, которые объясняют ее суть и закономерности. Ознакомьтесь с основными теориями памяти в психологии кратко.

  • Ассоциативная теория . Ключевым понятием этой теории является ассоциация как связь между психическими явлениями. В памяти такие связи устанавливаются между отдельными частями материала, который запоминается или воспроизводится. Действительно, вспоминая что-нибудь, человек ищет связи между имеющимся материалом и тем, который нужно воспроизвести. Были установлены такие закономерности образования ассоциаций, как схожесть (материал запоминается и воспроизводится с помощью связи с похожим материалом), смежность (материал запоминается и воспроизводится путем объединения с предыдущим материалом), контраст (материалом памяти стает то, что отличается от материала, который сохраняется). Эта теория не объясняет такой важной характеристики, как выборочность, ведь ассоциативный материал не всегда хорошо запоминается. Также здесь не учитывается зависимость процессов памяти от особенностей организации материала.
  • Бихевиористическая теория . Представители теории считают, что ключевую роль в процессе запоминания играют специальные упражнения на закрепление материала. Такая тренировка похожа на процесс формирования двигательных навыков. На успешность закрепления материала влияет интервал между упражнениями, мера его схожести и объем, возраст и индивидуальные различия между людьми.
  • Когнитивная теория . Здесь память воспринимается как совокупность различных блоков и процессов переработки информации. Одни блоки обеспечивают распознавание характерных черт информации, другие отвечают за построение когнитивной карты, которая помогает ориентироваться в особенностях информации, третьи удерживают информацию в течение некоторого времени, четвертые представляют информацию в конкретной форме.
  • Деятельностная теория . Здесь память воспринимается как звено активной связи человека с миром. С помощью анализа, синтеза, повторения, перегруппирования и выделения отдельных признаков человек строит мнемический образ (представление), который является идеальной формой материала, который включает индивидуальное отношение человека. Процесс запоминания совершается с помощью дополнительных внешних знаков-стимулов, которые со временем стают внутренними стимулами и человек получают возможность руководить своей памятью.

Типология памяти


В зависимости от характера материала, времени его сохранения и степени опосредованности механизмов выделяют отдельные типы памяти человека в современной психологии, с которыми вы можете кратко ознакомиться.

По смыслу: двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логичная.

  • Двигательная является основой формирования навыков хождения, письма, танца, компонентов профессиональной деятельности. Она является основой других видов памяти.
  • Эмоциональная отвечает за сохранение эмоций и чувств. Этот вид памяти придает опыту глубоко-личный характер, делая индивидуальную память уникальным явлением.
  • Образная отображает опыт в виде мнемических образов, созданных на основе работы органов чувств.
  • Словесно-логичная помогает запоминать мысли, высказывания, закономерности и особенности строения сложного материала. От этого вида памяти зависит успешность теоретического освоения человеком окружающей действительности.

По времени хранения: сенсорная, кратковременная, долговременная.

  • Сенсорная характеризуется очень коротким временем хранения материала. Это мгновенное отображение информации анализаторами, которая может сохраниться только при условии установки на ее появление.
  • Кратковременная помогает сохранить информации на протяжении короткого промежутка времени, около 20 секунд. Запоминание происходит после однократного или недолгого восприятия материала.
  • Долговременная способна сохранять информацию неограниченное время. Эта память начинает действовать спустя некоторое время после процесса запоминания информации.

По степени опосредованности : произвольная, непроизвольная, метапамять.

  • Произвольная является генетической памятью, не требует никаких внешних усилий для запоминания материала.
  • Произвольная предполагает использование специальных мнемических действий в процессе запоминания информации. Это могут быть разные способы организации материала для лучшего запоминания.
  • Метапамять является наивысшим уровнем развития памяти, который наблюдается у людей интеллектуального труда. Это «память о памяти», когда человек знает особенности функционирования своей памяти и успешно пользуется этими знаниями.

Физиологическая основа процессов памяти

Физиологические механизмы памяти изучают в физиологии, психологии, биохимии. Говоря про механизмы памяти, речь идет о неких процессах, необходимых для запоминания информации и дальнейшего ее воспроизведения. Информация, которую человек пытается запомнить, проходит определенный процесс, в который включены механизмы головного мозга: в коре больших полушарий нашего мозга остаются следы после процесса возбуждения. Именно они дают возможность возникнуть ассоциативным связям, даже при отсутствии раздражителя.

Таким образом, человек способен запоминать, сохранять и воспроизводить информацию об отсутствующем предмете. Механизмы памяти можно объяснить также с помощью электрофизиологии. Нейроны нашего мозга создают замкнутые цепи, по которым движутся нервные импульсы. Именно там сохраняется информация, переработанная мозгом. Когда поток импульсов повторяется, процесс длится быстрее и легче.

Эти механизмы являются основой главных процессов памяти в психологии, к числу которых относятся:

  • запоминание,
  • сохранение,
  • воспроизведение
  • забывание информации.

Запоминание – процесс памяти, который обеспечивает закрепление нового материала. Оно может быть произвольным и непроизвольным, механическим и смысловым, непосредственным и опосредованным.

Сохранение – процесс, который обеспечивает удерживание результатов запоминания в течение длительного времени. Совершается с помощью мыслительных операций анализа, синтеза, классификации, обобщения. Чем большее значение имеет для человека запоминаемый материал, тем лучше происходит процесс его сохранения.

Воспроизведение – процесс, который совершается в три этапа. На первом этапе совершается узнавание объекта, когда происходит сравнение прошлого сохраненного опыта с актуальным образом. На втором этапе совершается припоминание – активный поиск и добывание из долговременной памяти необходимого материала. Третий этап включает репродукцию человеком эмоционально-наполненного образа, когда осуществляется полное определение образа объекта по всем параметрам.

Забывание – процесс памяти, который приводит к утрате четкости и уменьшению объема закрепленного в долговременной памяти материала. При этом иногда его больше невозможно воспроизвести. Забывание имеет позитивную функцию – снимает груз информации, предупреждая перегрузку памяти.
Виды памяти человека:

По каким законам живет память

Существуют определенные законы и . Зная, по каким правилам функционирует память в человеческой психологии, вы можете улучшить процесс запоминания нужного вам материала и сделать его более быстрым.

  • Законы интереса и осмысления. Именно поэтому намного легче , который вызывает неподдельное любопытство, а если глубоко вникнуть в суть информации, то она запомнится еще лучше.
  • Законы установки и действия. Если дать себе мысленную установку на запоминание материала, то он запомнится легче и быстрее. Информация, включенная в процесс какого-либо действия (в процессе игры) запоминается лучше.
  • Законы контекста и торможения. Если с помощью ассоциаций связать уже усвоенный материал с новым, то он запомнится гораздо быстрей. Если же вы запоминаете похожие между собой материалы, то срабатывает эффект «перекрытия» старой информации более новой.
  • Законы края и оптимальной длины ряда. Намного лучше запоминается информация, поданная вначале либо в конце. Для лучшего запоминания, длина ряда, который нужно запомнить, не должна быть больше объема кратковременной памяти.
  • Законы рационального и эмоционального усиления. Яркость впечатления влияет на качество запоминания. Ее можно усилить с помощью рисунка или записи, а можно постараться вызвать связанные с событием эмоции.
  • Законы повторения и незавершенности. О первом законе знает большинство людей, часто совершая многократное повторение материала для его лучшего запоминания. Каким бы странным это понятие не казалось, но лучше запоминаются именно незавершенные действия и задачи, недосказанные слова и фразы.
  • То же самое можно сказать и о редких, необычных или странных впечатлениях, которые запоминаются намного лучше, чем обыденные и привычные.

Память – психический познавательный процесс, заключающийся в запоминании, сохранении и воспроизведении информации.

Функции памяти:

1. Узнавание -воспринимаемый в данный момент предмет или явление воспринимались в прошлом.

2. Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация (оживление) в психике закрепленной ранее информации.

3. Запоминание – процесс памяти, направленный на закрепление в психике новой информации путем связывания ее с уже приобретенным ранее знанием.

4. Сохранение – процесс памяти, характеризующийся удержанием в памяти полученной информации в течение относительно длительного периода времени.

Свойства памяти:

1. Запоминать (новую информацию)

2. Вспоминать (информацию)

3. Припоминать

4. Воспроизводить

5. Узнавать (ранее сохраненную информацию)

6. Сохранять (информацию)

Виды памяти

1. Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без

специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.

2. Произвольная память (информация запоминается целенаправленно с

помощью специальных приемов).

3. Кратковременная память , которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5-7 минут), после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память

4.Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации: бывает двух типов: ДП с сознательным доступом и ДП закрытая (доступ при гипнозе, и т.п.)

5.Оперативная память проявляется в ходе выполнения какой-либо деятельности, когда сохраняется информация и из КП и ДП.

6.Промежуточная память - в течении нескольких часов хранится, накапливается, а во время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, переводя ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижается внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.

7.Образная память бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. У большинства людей лучше всего развиты зрительная и слуховая виды памяти.

8.Механическая память позволяет человеку запоминать содержание, осмыслить которое он не может или не хочет. Прибегнув к неоднократному повторению, он как бы впечатывает запоминаемый материал в мозговых структурах.


ПРОЦЕССЫ ПАМЯТИ. РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ. УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ЗАПОМИНАНИЯ.

Основные процессы памяти - это запоминание, хранение, воспроизведение, узнавание, вспоминание и забывание.

Запоминание - это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей.

Запоминание бывает осознанным (целенаправленным) или неосознанным (импринтинг и непроизвольное запоминание). Запоминанию помогают: 1) свежая голова (а для этого важно высыпаться), 2) эмоциональная окраска события (при желании любое нейтральное событие можно сделать эмоционально ярким), 3) позитивный эмоциональный фон (учитесь радоваться!), стремление, желание запомнить. По крайней мере, когда не хочется запоминать, обычно ничего и не запоминается. Лучше всего запоминается начало и конец.

Хранение - процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.

Воспроизведение и узнавание - процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание - опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в голове без усилий человека.

Забывание - потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забываем то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.

Память нужно развивать и тренировать . Для этого используют:

Различные методы укрепления;

Улучшения;

Специальные тренировки.

Условиями успешного произвольного запоминания являются:

Осознание значимости и смысла запоминаемого материала;

Выявление его структуры, логической взаимосвязи частей и элементов, семантическая и пространственная группировка материала;

Выявление плана в словесно-текстовом материале, опорных слов в содержании каждой его части, представление -материала в виде схемы, таблицы, диаграммы, чертежа, наглядного зрительного образа;

Эмоционально- эстетическая насыщенность материала;

Возможность использования данного материала в профессиональной деятельности субъекта;

Установка на необходимость воспроизведения данного материала в определенных условиях;

Материал, который выступает как средство достижения значимых целей, играет существенную роль в решении жизненных задач, выступает как объект активной умственной деятельности.

При заучивании материала существенно рациональное распределение его во времени, активное воспроизведение материала заучивания.

Как известно, каждое переживание, движение или впечатление человека так или иначе формирует некий след, способный сохраняться весьма длительный отрезок времени. Помимо этого, при определенных условиях он может проявиться вновь, а значит, становиться предметом сознания. Что такое память? Виды, функции и основные ее свойства как-то взаимосвязаны? Как именно? На эти и иные не менее занимательные вопросы можно найти ответы в процессе ознакомления с материалами статьи. Целесообразным будет для начала рассмотреть непосредственно понятие.

Память, функции памяти

Если выражаться простым языком, то память можно определить как запись (запечатление), сохранение, а также последующее узнавание и, при необходимости, воспроизведение следов опыта в прошлом. Столь интересная схема позволяет накапливать сведения, не теряя при этом старой информации, навыков, знаний.

С научной же точки зрения память является функцией переработки стимульных сведений. Это сложнейший процесс психической природы, который содержит в себе несколько процессов частной направленности, взаимосвязанных между собой. Так, любое закрепление в отношении навыков и знаний необходимо относить к деятельности памяти. Какие же проблемы, отражающие категорию, особенности и функции и национального самосознания, существуют на сегодняшний день? Важно отметить, что в современности перед психологией возникает круг сложнейших вопросов. Каким образом запечатлеваются события в памяти? В чем заключаются физиологические механизмы данного процесса? Каким из известных сегодня приемов в большей степени позволяют расширить память, виды, функции ее?

Функционал

Как выяснилось, память как высшую психическую функцию необходимо рассматривать в качестве отражения действительности. Так, в соответствии с понятием, основные функции памяти состоят в закреплении, сохранении и последующем воспроизведение опыта прошлых периодов. Именно посредством памяти связывается прошлое и настоящее человека. Помимо этого, она наделяет индивида возможностью обучаться и развиваться.

В данной главе целесообразным будет рассмотреть функции памяти человека. Эта категория содержит пять функций, дополняющих друг друга и складывающихся в единый пазл, среди которых можно выделить следующие:

  • Запоминание . В соответствии с данным положением человек имеет возможность запоминать принципиально новые для себя сведения, которые основываются на ранее закреплённой информации. Эта функция памяти предполагает, что в процессе физического воспроизведения материала так или иначе начинается процесс познания, в котором принимает участие сенсорная память. Затем, когда материалы уже обработаны, она превращается в кратковременную память. Помимо сказанного, представленная функция задействует и память оперативную, где осуществляется узнавание и анализ характеристик.
  • Рассматривая основные функции памяти, нельзя не отметить сохранение . Так, длительность хранения информации в любом случае зависит от степени ее применения. Иными словами, чем чаще человек использует заученные сведения, тем более долгий период времени они будут храниться в памяти. Данная функция памяти еще называется архивацией. Почему? Дело в том, что в соответствии с ней осуществляется процесс удержания и последующей переработки материала. Именно здесь целесообразно упомянуть характеризующую психические функции память семантическую. Она способна хранить понятия и определения, собранные на протяжении всей жизни человека. Помимо этого, существует эпизодическая память, указывающая, каким образом известные понятия и определения связаны в конкретный момент с определенным человеком. Таким образом, два приведенных вида памяти осуществляют свою деятельность в тандеме.

Воспроизведение и забывание

Помимо запоминания и сохранения, на сегодняшний день известны следующие функции памяти:

  • Воспроизведение - это функция памяти, основанная на применении долговечной памяти. Именно благодаря данному положению человеческий мозг может успешно повторять, отображать ранее закрепленную информацию. Необходимо дополнить, что индивид воспроизводит материал в таком же виде, как и запоминает его. Для этого необходимо лишь вспомнить важнейшие детали. Данная функция памяти предполагает участие непосредственно в процессе эпизодической памяти. Такая способна добавить к воспроизведению некоторые события, связанные с ним. Подобного рода события принято называть «опорными точками».
  • Забывание . Важно заметить, что скорость соответствующего процесса зависит в первую очередь от времени (раскройте функции исторической памяти). Существуют различные причины забывания, к примеру, низкий уровень в плане организации данных и их характер. Помимо этого, учитывается частота и возраст применения сведений. Еще одной немаловажной причиной является «интерференция». Она в первую очередь связана с негативным влиянием тех или иных сведений. К примеру, если индивид учит доклад, однако в процессе осуществления процедуры узнает неприятные новости, то достигнуть результата в процедуре запоминания он не сможет. Более того, стоит человеку сказать о мотивированном (целенаправленном) забывании, как он намеренным образом переносит сведения в подсознание.

Вывод

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что центральная функция памяти - не что иное, как сохранение. Почему? Дело в том, что именно в процессе произведения в сознании человека данной процедуры возможно усвоение важной и полезной информации, которая позволяет индивиду становиться лучше, умнее, достигать новых вершин и высказывать невероятно интересные идем. Однако следует помнить о том, что все функции памяти, представленные выше, тесно связаны между собой. Именно поэтому существовать и «действовать» благоприятным образом они могут лишь в совокупности, в организованной системе (раскройте функции и национального самосознания).

Разновидности памяти

Для начала необходимо отметить, что сегодня как наиболее общее основание для определения разных видов памяти служит зависимость ее особенностей от характеристик деятельности, связанной с запоминанием и воспроизведением. Так, в соответствии со следующими ключевыми критериями выделяются отдельные разновидности памяти:

  • Классификация в соответствии с характером психической активности, которая так или иначе преобладает в процессе любой деятельности. Так, принято выделять эмоциональную, двигательную, словесно-логическую и образную память.
  • Классификация в соответствии с характером целей деятельности предполагает наличие произвольной и непроизвольной памяти.
  • Классификация в соответствии с продолжительностью закрепления и сохранения информации, что тесно связано с ролью и местом производимой деятельности. Так, память подразделяется на оперативную, долговременную и кратковременную.

Отпечаток сенсорной памяти

Для начала раскройте функции исторической памяти и национального самосознания. В этом может помочь одно занимательное упражнение, именуемое непосредственным отпечатком Данная система способна удерживать достаточно полную и точную картину мира, которая так или иначе воспринимается посредством органов чувств. Важно отметить, что длительность ее сохранения весьма несерьезна. Так, она составляет всего лишь 0,1 -0,5 секунды. Что же необходимо сделать?

Похлопайте четырьмя пальцами по собственной руке. Обязательно проследите за прямыми ощущениями после их исчезновения. Так, сперва сохраняется действительное ощущение похлопывания, в после - лишь воспоминание о нем.

Попробуйте поводить пальцем или карандашом в разные стороны перед глазами, смотря прямо перед собой. При этом обратите внимание на достаточно расплывчатый образ, который следует за предметом, находящимся в движении.

Закройте глаза, после чего на мгновение откройте их и закройте снова. Проследите то, как увиденная вами ясная и четкая картина некоторый отрезок времени сохраняется, а затем медленным образом исчезает.

Кратковременная и долговременная память

Важно отметить, что посредством кратковременной памяти удерживается материал, которому свойственна одна типология (сенсорная память же действует с точностью наоборот). В данном случае удерживаемые сведения представляют собой не абсолютное отображение происходящих на сенсорном уровне событий, а непосредственную (прямую) интерпретацию их. К примеру, если в присутствии человека сформулировать ту или иную фразу, он запомнит не столько звуки, ее составляющие, сколько сами слова. Как правило, запоминанию подлежат пять-шесть заключительных единиц из предъявленной информации. Произведя усилие на сознательном уровне (иными словами, повторяя сведения снова и снова), у человека есть возможность его удержания в кратковременной памяти на неопределенный временной период.

Далее целесообразным будет рассмотреть долгосрочную память. Так, существует убедительное и явное различие между памятью о событиях и ситуациях далекого прошлого и о только что произошедшем событии. Долговременная память является предельно важной, но в то же время предельно сложной системой изучаемой категории. Необходимо отметить, что емкость приведенных систем памяти весьма ограничена: первая состоит из некоторого числа единиц хранения, вторая - из нескольких десятых секунды. Тем не менее какие-то рамки в плане объема долговременной памяти на сегодняшний день все-таки существуют, ведь мозг так или иначе служит устройством конечным. В его составе насчитывается десять миллиардов нейронов. Каждый из них может удерживать немалое количество информации. Кроме того, оно настолько велико, что в практическом аспекте можно считать емкость памяти мозга человека неограниченной. Таким образом, все удерживаемые на протяжении более чем двух-трех минут сведения в любом случае должны находиться в долговременной памяти.

Основным источником трудностей, которые тесно связаны с долговременной памятью, является вопрос поиска необходимых материалов, информации. Количество сведений, которое содержится в памяти, невероятно велико. Именно поэтому имеет место сопряжение с достаточно серьезными трудностями. Однако, как правило, при большом желании отыскать необходимые данные можно совсем быстро.

Оперативная, двигательная и эмоциональная память

Под оперативной памятью следует понимать характера, которые занимаются обслуживанием актуальных действий и операций. Подобная память рассчитана на сохранение сведений при условии последующего их забывания. Период хранения данной разновидности памяти зависит главным образом от сопутствующей задачи и может варьироваться от двух-трех секунд до двух-трех дней.

Двигательная память - не что иное, как процесс запоминания, сохранения и последующего воспроизведения различного рода движений, а также их систем. Кстати, сегодня в мире известно немало людей с явным и чрезмерно выраженным преобладанием именно этого вида памяти над иными, что является весьма интересной для психологов темой.

Под следует рассматривать память на чувства. Эмоции так или иначе подают сигнал о том, каким образом происходит удовлетворение человеческих потребностей. Так чувства, которые человек пережил и сохранил в памяти, проявляются как сигналы, либо побуждающие к действию, либо удерживающие от действия тогда, когда подобный опыт в прошлом вызвал отрицательные переживания. Именно поэтому в теории и практике зачастую выделяется понятие эмпатии, которое подразумевает под собой способность сопереживать, сочувствовать другому человеку или герою книги. Данная категория основана именно на эмоциональной памяти.

Образная и словесно-логическая память

Под образной памятью следует понимать память на картины жизни и природы, представления, а также на вкусы, звуки и запахи. Данный вид памяти бывает зрительным, слуховым, осязательным, обонятельным, а также вкусовым. Тогда как слуховая и развиты, как правило, достаточно хорошо (то есть данные разновидности играют основную роль в жизненной ориентировке адекватного человека), то обонятельную, осязательную и вкусовую память можно поистине определить как профессиональные виды. Так же, как и соответствующие ощущения, они особенно быстро развиваются благодаря достаточно специфическим условиям деятельности, достигая невероятного уровня при условии замещения или компенсации недостающих разновидностей памяти, к примеру, у глухих или слепых людей.

Содержанием выступает не что иное, как мысли человека. Последние не могут существовать без языка (именно отсюда и произошло название вида). Так как мысли могут воплощаться в разных языковых формах, воспроизведение их можно направлять на передачу или лишь ключевого смысла изложенной информации, или его словесного оформления в буквальном плане. Тогда как последний случай предполагает исключение подвергания материала смысловой обработке, то буквальное заучивание его можно определить как не логическое, а механическое запоминание.

Непроизвольная и произвольная память

Запоминание и последующее воспроизведение, где нет специальной цели что-то запомнить, именуется непроизвольной памятью. В тех случаях, когда аналогичный процесс носит целенаправленный характер, речь идет о памяти произвольной. Так, в последней ситуации процессы, соотносимые с запоминанием и воспроизведением, выступают в качестве специальных мнемических действий. Важно отметить, что представленные виды памяти формируют две последовательные ступени развития, которые сегодня в широком плане изучаются психологами и иными заинтересованными лицами, осуществляющими ту или иную деятельность в соответствующей научной сфере.

Одним из самых важных познавательных процессов в жизни каждого человека является память. Основные теоретические выкладки по этому познавательному процессу можно найти в общем разделе психологии.

Функции памяти человека

Функции памяти:

  • Запоминание;
  • Сохранение информации;
  • Воспроизведение информации;
  • Забывание.

Память в психической и познавательной деятельности человека выполняет главенствующую роль. Ведь человек, обладающий хорошей памятью, способен нормально и полноценно функционировать и выполнять свои обязанности в обществе. Память субъекта способна запечатлеть какую-либо информацию, может впоследствии ее воспроизвести, а также имеет способность очищать сознание от ненужной человеку информации.

Память позволяет человеку достаточно быстро перейти от сенсорных процессов, связанных в первую очередь с восприятием и работой органов чувств, к интеллектуальной деятельности. Обретая определенную информацию о мире, разнообразных предметах и объектах по средствам органов чувств память позволяет привести в систему подобную информацию, упорядочив ее при помощи интеллектуальных процессов. Все это говорит о тесной связи памяти с сенсорным восприятием мира. Интеллектуальная работа познания приводит к тому, что память отсортировывает полученную информацию, оставляя то, что считается на данный момент важным, и, отбрасывая то, что значения не имеет. Вся полученная информация по средствам мышления и воображения человека перерабатывается в другие формы психики. Именно поэтому значение памяти для общего познавательного процесса человека имеет существенное значение. Память, благодаря накопленным знаниям, позволяет стать человеку мудрым. А жизненный опыт приобретается и накапливается также при помощи этого познавательного процесса. Кроме того, память значительно облегчает жизнь человека, ведь память позволяет вспомнить людей или другие детали природы, охарактеризовать свое поведение и найти наиболее удачные способы его выражения. Можно сказать, что память позволяет человеку опираться не на инстинкты, а на свое сознание и опыт.

Память обладает и своими уникальными функциями, обеспечивающими познавательные процессы человека. Основная функция памяти отобрать необходимую информацию и зафиксировать ее. Такая информация, как правило, поступает по средствам осязания, обоняния, осязания и слуха. Необходимые данные отлаживаются в памяти и сохраняются на протяжении определенного времени. При помощи памяти человек может воспроизвести нужную информацию.

Скорость забывания конкретной информации зависит от времени. Существует достаточно много причин забывания. Также человек может намеренно переносить информацию в подсознание — это называется мотивированное забывание.

Память - форма психического отражения , заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая, возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Память - основа важнейших проявлений психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. И поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.
Амнезия - отсутствие памяти.

Основные процессы памяти : заучивание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание.

Выделяют 4 функции памяти:

1.сохранение новых впечатлений

2.сравнительный анализ явлений.

3.сохранение адаптивных форм поведения.

4.сохранение целостности личности и характера. (это одна из уязвимых функций памяти: бывает исчезает самоконтроль инет памяти о себе вообще).

Виды памяти: выделяют

1) на основе модальности (зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную, двигательную) .(техники НЛП).

2) на основе содержания образов памяти выделяют 3 типа:

- образная (наглядно-образная),

- словестно-логическая,

- эмоциональная .

3) по времени (длительности ) выделяют:

- мгновенную (хлопнул и звук ещё слышен в ухе; 0.5 сек.. 47 элементов),

- кратковременную память (обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5-7 минут), после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии 1-2 кратного повторения информации) ,

- долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации: бывает двух типов: ДП с сознательным доступом и ДП закрытая (доступ при гипнозе, и т.п.)

- оперативная память проявляется в ходе выполнения какой-либо деятельности, когда сохраняется информация и из КП и ДП.

- промежуточная память - в течении нескольких часов хранится, накапливается, а во время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, переводя ее в долговременную память.

4) имприданг - запечетливание навсегда (утята вылупляются и идут за первым кого увидели).

5) по характеру связи с целями деятельности различают.

-непроизвольная память (информация запоминается сама собой без
специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.

-произвольная память (информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов). Эффективность произвольной памяти зависит: от целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить) и от приемов заучивания.

6) в зависимости от целей исследования выделяют понятия генетической (биологической), эпизодической, реконструктивной, репродуктивной, ассоциативной, автобиографической памяти.

Психологические теории памяти.

1)ассоциативная теория. В основу памяти положены ассоциации («связь», «соединение») - связи между психическими явлениями (или образами, представлениями), при которых появление в сознании одного из них влечет практически одновременное появление другого (других). Известный прием «узелки на память» говорит об объективности этого подхода. По мнению И. Павлова, физиологической основой ассоциативного запоминания и воспроизведения являются временные структуры коры головного мозга, возникающие при одновременном или последовательном воздействии двух или более раздражителей.


Различают следующие типы ассоциаций:

- по сходству (оба образа имеют сходные признаки);

- по контрасту (оба образа имеют противоположные признаки)

ожные тивоположные признаки);- по смыслу (оба образа связаны как часть и целое, как причина и следствие);

- по смежности (оба образа связаны факторами времени или пространства).

-Бихевиористское направление: взгляды бихевиористов также сфокусированы на ассоциативном принципе, но с той особенностью, что здесь больше внимания уделяется процессам подкрепления памяти соответствующими стимулами. Два подкрепляющих образа, даже если они не являются точными копиями друг друга, прочно ассоциируются с образом, воспроизводимым в памяти.

-Психоаналитическое направление. Значимостьвклада представителей психоанализа состоит в том, что они подчеркнули влияние потребностей, мотивов и эмоций на процессы памяти. Так, по мнению 3. Фрейда, в памяти человека навсегда остаются события прошлых детских лет, вызвавшие глубокие эмоциональные переживания (стрессы, тревоги, страхи). Именно подобные образы памяти следует использовать в сеансах индивидуальной психотерапии.

В гешталът-направлении утверждается, что не одно явление «тянет» за собой в сознание другое, а след в памяти возникает изначально как целостное образование - геш-тальт («целое», «неделимое», «система»). Другими словами, информация запоминается и воспроизводится в целостности, а не как ассоциативная связь отдельных фрагментов. Утверждается, что гештальт возникает у индивида через потребность и психологическую установку на запоминание.

2)информационно – кибернетическая теории:

- Смысловое направление. В основу процессов памяти здесь положены смысловые связи между фрагментами воспринимаемой информации. Благодаря таким связям в сознании человека формируется система смысловых структур.

Основная гипотеза структурного направления -. различные виды памяти соответствуют различным уровням обработки поступающей информации. Экпериментально подтверждено наличие сенсорного, лексического и образного уровней памяти. Так, на сенсорном уровне при использовании зрительного кода выявлена иконическая память. Слуховая модальность имеет аналог в виде эхоической памяти. Объединение зрительной и слуховой информации осуществляется на лексическом и образном уровнях.

- Деятельностное направление признано приоритетным в отечественной психологии. Его основной тезис: процессы памяти обусловлены тем, сколь они важны в деятельности человека. Другими словами, память (особенно ее высшие, сознательные формы) есть сложная форма психической деятельности, уходящая своими корнями в социальную сферу жизни человека. Лучше запоминается то, что признается необходимым для практической деятельности

3)теория Тульвинга, 2 вида:

Эпизодическая (как все происходило): сценарная память (начало, развязка, кульминация, завязка) и память Фрейна (процедура).

Симантическая (на те термины, которые помним).

Физиологические теории памяти.

В основе физиологического подхода лежит физиологическое понятие подкрепления. След в памяти остается благодаря условному рефлексу образования связи между новым и ранее закрепленным образом. При этом обязательным условием образования такой связи является подкрепление. Подкрепление означает обязательное совпадение новой связи с достижением цели действия.

Явление электрической активности нервной системы лежит в основе физического подхода. Воспринимаемые человеком сигналы, проходя через нейронные сети, вызывают электрические и механические изменения в тормозных и возбудительных синапсах (местах соприкосновения нейронов). Эти изменения и лежат в основе механизма памяти. Активация возбудительного синапса вызывает передачу информации к следующему нейрону, активация тормозного - блокировку информации. Такой процесс приводит к появлению следов в коре головного мозга - замкнутых цепей нейронов, или, как их называют, реверберационных кругов. В этих цепях определенное время циркулирует (т.е. хранится) принятая информация.

Процессы памяти

По происхождению различают два вида памяти: генетическую (наследственную) и прижизненную (двигательную, образную, эмоциональную, символическую и волевую).

Процессы памяти таковы:

Запечатление начинается на стадии мгновенной памяти, углубляется во время передачи информации в кратковременную память и укрепляется в долговременной памяти (где происходит анализ и идентификация информации).

Хранение – накопление материала в памяти. Хранение по-разному осуществляется для эпизодической (автобиографической) и семантической памяти. В эпизодической памяти хранится информация о различных событиях нашей жизни. Семантическая память содержит правила, лежащие в основе языка и различных мыслительных действий. Здесь же хранятся структуры, свойственные данной культуре. Семантическая память служит своего рода каркасом для событий текущей жизни, которые хранятся в эпизодической памяти.

Способы организации информации в памяти:

– пространственная организация, лежащая в основе построения «когнитивных карт» (позволяет установить связи и «опорные точки» в физическом пространстве);

– ассоциативная организация (группировка элементов с какими-либо общими признаками);

– иерархическая организация (каждый элемент информации относится к определенному уровню в зависимости от того, какой категории – более общей или более частной – он соответствует).

Воспроизведение (извлечение). Информация всегда воспроизводится на основе той структуры, в составе которой она запоминалась. Извлечение информации может осуществляться двумя путями: узнаванием и воспоминанием.

Поскольку очень важную роль в извлечении информации из памяти играет контекст, человеку всегда легче узнать какую-то информацию, чем вспомнить. Именно узнавание, а не воспоминание считают более чувствительным показателем фактического объема усвоенного материала.

Забывание - процесс, необходимый для эффективной работы памяти. С помощью забывания человек поднимается над бесчисленным количеством конкретных деталей и облегчает себе возможность обобщения. Забывание практически не поддается управлению.

Методы исследования памяти.

Исследование объема кратковременной памяти по методике Джекобсона. Исследование состоит из 4 серий и проводится индивидуально или с группой в 8-16 человек. В каждой серии испытуемому зачитывается один из наборов 7 цифровых рядов, первый ряд состоит из 4 цифр, в последующих рядах прибавляется по одной цифре до 10 цифр в седьмом ряду. Цифры ряда предъявляются с интервалом 1с. После прочтения каждого ряда через 2-3 с по команде экспериментатора испытуемые должны воспроизвести эти ряды на листе бумаги в том же порядке, в каком они предъявлялись. Интервал между сериями - 6-7 мин.

При обработке результатов исследования устанавливают:

· количество рядов, воспроизведенных полностью и в той же последовательности, в которой они предъ являлись экспериментатором;

· наибольшую длину ряда, который испытуемый во всех сериях воспроизвел правильно (А);

· количество правильно воспроизведенных рядов, больших чем А (С);

Затем по формуле вычисляют коэффициент объема кратковременной памяти (Кп):

где n - число серий опыта, в данном случае - 4.

При Кп равном 3-4 уровень кратковременного запоминания считается очень низким, 5-6 - низким, 7 - средним, 8-9 - высоким, 10 - очень высоким.

Если получен очень низкий уровень запоминания, то исследование рекомендуется повторить через несколько дней.

Исследование опосредованного запоминания состоит из двух опытов. В первом опыте определяется объем памяти испытуемого при запоминании словесного материала, Испытуемого просят запомнить предъявляемые слова и через 10 с. по команде экспериментатора воспроизвести их вслух или написать н а бумаге. Слова экспериментатор должен читать четко и быстро с паузами в 2 с. Экспериментатор отмечает в протоколе те слова, которые воспроизведены правильно и ошибочно.

Во втором опыте определяется объем памяти испытуемого при запоминании словесного материала, состоящего из 20 пар слов, в 4-6 букв, с заранее заданной системой смысловых связей. Испытуемого просят запомнить вторые слова каждой пары. Через 10 с. экспериментатор снова читает первые слова каждой пары, а испытуемому предлагает вспомнить вторые слова этой же пары. В протоколе второго опыта отмечают правильно и ошибочно воспроизведенные слова.

После окончании опытов испытуемого просят описать как он запоминал слова в первом и во втором случае и подсчитывается количество правильно и ошибочно воспроизведенных слов по каждому опыту. Данные заносят в сводную таблицу и анализируются. При непосредственном запоминании испытуемый запоминает 5-9 слов, при использовании мнемотехнических приемов 10 и более. Большинство спытуемых запоминают лучше начало и конец или середину ряда, в зависимости от этого составляются рекомендации по улучшению памяти.

Исследование преобладающего типа запоминания состоит из четырех опытов. В первом опыте 10 слов для запоминания предъявляют на слух. Во втором - зрительно, причем каждое слово должно быть четко записано на отдельной карточке. В третьем опыте используют моторно-слуховую форму предъявления (просят слушать слова и прописывать их ручкой в воздухе) и в четвертом - комбинированную, которая сочетает в себе слуховое, зрительное и моторное восприятие материала. Интервал между предъявлениями новых слов во всех случаях составляет 3 с. Через 10 с. после окончания каждого опыта испытуемого просят написать слова на бумаге в порядке их предъявления. Перерыв между опытами - 5 минут.

Преобладающий тип памяти при разных типах предъявления словесного материала определяют путем сравнения количества правильно воспроизведенных слов в каждом из четырех опытов.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png