Вопрос о рекомендательной библиографии обсуждается достаточно активно в библиотечной среде уже как минимум второй десяток лет. Сам термин «рекомендательная библиография» за это время поменялся от полного неприятия руководства чтением в начале 90-х годов, до одной из важнейших функций современной библиотеки. Особую значимость эта проблема приобретает с развитием компьютерных технологий и подключением публичных библиотек к Интернет. Наше книжное пространство стало все больше напоминать бескрайний океан, в котором достаточно просто «утонуть» и юному и взрослому читателю. Рекомендательная библиография в этой связи становится не только путеводителем в море информации, но и насущной общественной потребностью.

Потребность в информации у наших пользователей за последнее десятилетие выросла многократно, есть и желание читать, но нет навыков в подборе информации. Ориентиром в выборе все чаще становится реклама или просто яркая обложка. Но как писал еще Белинский (не дословно): чем читать плохие книги, лучше не читать совсем.

В чем же основная задача рекомендательной библиографии? Советовать, рекомендовать, руководить чтением - в чем здесь разница? На мой взгляд, основная задача рекомендательной библиографии - просвещать. Показывать широкие возможности выбора и давать надежные ориентиры. Для этого библиографу необходимо самому иметь богатый читательский опыт и эрудицию.

Размышляя на страницах профессиональной прессы о современном состоянии российской рекомендательной библиографии ведущие библиографы выделяют несколько новых тенденций.

Прежде всего, наблюдается рост общего количества рекомендательных пособий. Меняется ситуация в плане жанрового и тематического разнообразия рекомендательных пособий, появляются календари-альманахи, иллюстрированные календари, хроники, летописи, дайджесты, пресс-дайджесты, путеводители, каталоги и т.д. Все чаще в подобных изданиях присутствует поясняющий, сопроводительный текст, знакомство с проблемой. Опыт многих библиотек России свидетельствует, что умело и вовремя подготовленное, и к тому же хорошо оформленное библиографическое пособие может стать «точкой роста» как для маленького, так и для взрослого читателя при изучении той или иной темы. Такие библиографические пособия являются как правило, источником выполнения самых сложных запросов.

Поэтому современная библиографическая продукция должна учитывать особенности новой информационной культуры: доступность и качественное аннотирование материала, систематизация, стилистика и объем пособия должны точно отвечать целевому и читательскому назначению, грамотное оформление.

В подготовке библиографического пособия выделяют несколько основных этапов:

  • - выбор и изучение темы (проблемы);
  • - разработка плана будущего издания;
  • - выявление круга документов по данной теме;
  • - точное библиографическое описание документов (составление аннотаций);
  • - оформление пособия (привлекательная обложка, гармоничное сочетание шрифтов и рисунков, выделение наиболее значимой информации).

В подготовке библиографических пособий очень важен каждый из перечисленных этапов, эта работа требует тщательно продуманных методических решений.

Новые информационные технологии и Интернет оказали огромное влияние на различные сферы жизни российского общества, в том числе и на библиотечную работу.

Книга, традиционная печатная продукция становятся не единственной профессиональной ценностью библиотекаря, рядом с ними формируется новый блок носителей информации.

Особенно интенсивно Интернет вторгается в область справочно-библиографического и информационного обслуживания библиотек. Всемирная сеть открывает новые возможности для использования профессионального опыта и знаний библиотекарей в удовлетворении информационных потребностей пользователей. Поэтому практически все инновации в библиографической работе библиотек так или иначе связаны с развитием новых информационных технологий. Пользователю необходимо быстрое получение информации, легкость и доступность поиска.

Современный символ библиотеки как информационной службы мог бы звучать так: «Информацию и знания - здесь и сейчас».

Практически все библиотеки России идут по пути освоения новых информационных технологий, выбирая для себя то или иное направление. В библиотеках создаются новые электронные продукты, на которых представлены краеведческие фонды, архивы библиотек, фонды периодических изданий.

Создаются мультимедийные диски по тем или иным актуальным темам (серия компакт-дисков «Молодежный информационный навигатор» опыт Самарской ОЮБ), создаются специализированные отделы, где к услугам пользователей предоставлены все имеющиеся информационные ресурсы - работа на компьютере (с выходом в Интернет), мультимедийные диски, просмотр аудио- и видеопрограмм (опыт Саратовской ОБДЮ).

Практически все областные библиотеки имеют свои сайты, каждый их которых интересен по - своему.

Наполнение сайта самое разнообразное, от создания одного или нескольких информационных проектов (полнотекстовая БД «Времен связующая нить» и «Традиционная культура Урала», опыт Челябинской ОЮБ), до организации виртуальных выставок и молодежных форумов.

Создаются тематические мультимедийные издания в помощь в изучении школьных предметов («CD и смотри», «CD и учи» опыт библиотек Челябинской области), а также диски, посвященные вопросам трудоустройства молодежи, воинской обязанности, правовой ответственности и др.

И еще одно интересное направление - создание справочно-библиографических служб в Интернете. Интересен опыт мобильного справочного обслуживания в библиотеках вузов (идея университетских библиотек США), в справочных и информационных отделах пользователям предоставляются определенные часы - время «мобильного» обслуживания, за короткий срок пользователь получает максимум информации по своему запросу (выполняют мобильные запросы наиболее квалифицированные сотрудники отдела).

В некоторых библиотеках создаются справочные службы по телефону или по электронной почте библиотеки (служба «Библиосервиса», опыт библиотек Томской области). Обратившись в подобную службу пользователь может заказать любое издание, курсовую работу, диплом, составление библиографического списка по теме на определенный день и час.

Это только несколько наиболее интересных направлений в справочно-библиографической работе библиотек, многие из которых не требуют особых материальных затрат, и как будет развиваться эта деятельность, зависит от специфики работы самой библиотеки, учета запросов пользователей, грамотной политике по привлечению новых пользователей.

Ну, вот она - та самая статья, что вошла в учебник. Напечатана она была в № 5 журнала "Мир библиографии" за 2000 год. Вызвала на себя критику - справедливую, а потом внезапно попала в учебник! После разгона, устроенного мне за неё, я сделала главный вывод: перед отправкой в журнал статью надо проверить и перепроверить раз десять, и никогда не принимать на веру чьи-то слова (даже, если это говорит очень компетентный человек), чтобы случайно не "закрыть" пока ещё работающий отдел. Тут исправлена одна единственная ошибка - инициалы человека указаны правильно (в публикации неверно). А в остальном, набирая заново обнаружила ещё несколько ошибок - стилистических.

В настоящее время складывается мнение, что рекомендательная литературная библиография является отмирающим видом отрасли. Основанием для этого служат утверждения ряда специалистов о её сближении с популярным литературоведением и научно-вспомогательной библиографией.
Давайте рассмотрим сложившуюся ситуацию. И для начала уточним значение некоторых понятий.
Литературоведение определяется как «наука о художественной литературе. В задачи литературоведения входит изучение произведений прошлого, анализ и оценка художественного творчества писателей настоящего и, наконец, определение перспективы развития литературы в будущем. Литературоведение состоит из теории литературы, истории литературы и литературной критики» (1). В качестве вспомогательной дисциплины литературоведения рассматривается библиография.
Определение термина «популярное литературоведение» нам найти не удалось. Ни один известный нам литературоведческий словарь, справочник или энциклопедия его не содержат. Основываясь на умозаключениях, мы можем предположить, что популярное литературоведение – это:


Литературоведение, изложенное доступно для понимания малоподготовленного читателя;
Литературоведение, цель которого – популяризация художественной литературы.

Популяризацией художественной литературы, в свою очередь, называют представление читателю знаний об определённом круге произведений лучших писателей и поэтов. Это представление может происходить в любой форме: устной, печатной, электронной; на массовом или межличностном уровне.
Говоря о слиянии литературной рекомендательной библиографии с литературоведением, подразумевают сближение в области истории литературы и литературной критики. Если история литературы связана с прошлым, то литературная критика оценивает главным образом современное литературное развитие, истолковывает художественное произведение с точки зрения современности и существует преимущественно в журнальной форме. Критические материалы могут быть представлены в виде статьи, рецензии, отзыва и т.п.
Грани соприкосновения рекомендательной библиографии и популярного литературоведения рассматривались в работах С.А.Трубникова и А.П.Куликовой (2, 3) применительно к периодическим изданиям. Разграничение проводилось на функциональном уровне. В задачу рекомендательной библиографии входит пропаганда произведений для чтения широкими кругами читателей. За литературной критикой закреплён анализ произведения, содействие развитию теории литературы, воздействие на ход литературного процесса. Помимо этого, рекомендательная библиография должна отражать только лучшие произведения, тогда как литературная критика может быть негативной.
После бурной дискуссии специалистов о рекомендательной библиографии и руководстве чтением на первое место в ней вышел принцип популяризации, вследствие чего произошли большие изменения в жанровом составе рекомендательной литературной библиографии с популярным литературоведением. М.И.Давыдова (4, 5) назвала следующие его признаки:
Увеличилась роль анализа литературного произведения в рекомендательных пособиях;
Преобладающими стали сопоставления различных точек зрения на одно литературное явление;
Исчезла строгая адресность пособий определённому потребителю литературно-художественной и литературоведческой информации;
Проявилась тенденция самодостаточности рекомендательного библиографического пособия;
Происходит заимствование рекомендательно-библиографических методов представления информации популярным литературоведением.
С.П.Бавин (6), автор и составитель ряда указателей, отмечает, что в 1983 г. при подготовке справочника «Литература и искусство» было использовано всего 20 % литературоведческих работ, а 80 % составляло мнение библиографа. С проявлением библиографических очерков серии «Процесс осмысления» (РГБ) нарушились многие традиции рекомендательной библиографии: доступность, адресность, рекомендательность и т.д. В очерки включалась информация о произведениях и критических материалах, вышедших как в России, так и за рубежом. Согласно законам жанра в них проводились обобщения, сопоставления, анализировались художественные произведения. Однако выводов не было. Читатель волен был делать их сам, а также решать, достаточно ли ему полученной информации или необходимо обратиться к названным источникам. В приложения к отдельным очеркам вошли небольшие поэтические произведения (миниатюрные антологии стихов).
Популярная библиографическая энциклопедия А.М.Горбунова «Панорама веков: Зарубежная художественная проза от возникновения до ХХ века» (М.: Кн.палата, 1991) разрушила ещё один барьер, разделявший рекомендательную библиографию и популярное литературоведение: содержанию произведений уделено меньше внимания, основной упор сделан на раскрытие значения отдельного произведения в творчестве конкретного автора или в мировом литературном процессе. Количество библиографической информации соответствовало её объёму в «Краткой литературной энциклопедии». Сведения об изданиях оказались далеко не на первом месте. Это придало энциклопедии более справочный и менее библиографический характер.
Однако, как уже упоминалось ранее, не только рекомендательная литературная библиография заимствует приёмы и методы популярного литературоведения. В литературоведческих изданиях активно используется метод библиографической характеристики. Применяются прямые рекомендации. Например, в томе «Литература» детской энциклопедии «Я познаю мир» приводятся отрывки из художественных произведений и популярных биографий. Некоторые из них прерываются на самом интересном месте и читателю предлагается обратиться к первоисточнику. В «Энциклопедии для детей» (Аванта+) после указателя имён литераторов следует библиографический список «Советуем почитать» (Т.9 «Русская литература»), по структуре повторяющий издание. Библиографические списки (примечания) стали неотъемлемой частью «пособий для поступающих в вузы» Л.Я.Шнейберга и И.В.Кондакова «От Горького до Солженицына» (М.: Высш. шк., 1994), а также справочных пособий серии «Школьная программа» (М.:Дрофа), в конце которых приводится «Краткая библиография» - около 10 названий с аннотациями.
Таким образом, рекомендательная литературная библиография встала перед вопросом: быть или не быть ей отдельным явлением библиографической деятельности или перейти в разряд вспомогательных элементов популярного литературоведения.
Изменение функционального назначения рекомендательной библиографии существенно повлияло почти на все её виды.
Бесспорно, смена принципов принесла положительные плоды – рекомендательные пособия стали более популярны в читательских кругах. Энциклопедия А.М.Горбунова «Панорама веков», библиографические очерки серии «Процесс осмысления» используются и студентами, и преподавателями в учебных, профессиональных и самообразовательных целях. Но всё-таки они проигрывают по сравнению с литературоведческими изданиями. Причин тому много, но основные из них:


  • Малый тираж библиографических пособий;

  • Скудное оформление (даже иллюстрированная «Панорама веков», несмотря на обилие портретов, рисунков, миниатюр и гравюр, представляет собой двухцветное издание);

  • Неудобство использования в качестве первичного источника при поиске читателем фактографической информации, как ни парадоксально это звучит, и т.д.

Отказ от принципа рекомендательности помог в популяризации самой рекомендательной библиографии. Читателя больше не отпугивает от пособия кажущаяся обязательность прочтения, он с удовольствием листает его, извлекая интересные факты. Однако принцип рекомендательности не исчез бесследно. Теперь его активно использует издательско-книготорговая библиография. Только на первый план вместо художественных достоинств произведения вышло описание библиографической базы, факторы «моды» и «сенсации». Ныне этот принцип помогает в распространении любой печатной продукции, без учёта её художественной ценности, в целях коммерческой выгоды. К сожалению, только этот вид библиографии известен и реально доступен широкому кругу читателей. Что касается рекомендательных библиографических пособий, то они предназначены читателям, имеющим стойкий интерес к теме или проблеме и некоторую подготовку. Современные рекомендательные библиографические пособия тяготеют к справочности, энциклопедичности, что требует большой доли научности с расчётом на долговечность. Таким образом, намечается слияние рекомендательной и научно-вспомогательной литературной библиографии. Не грозят изменения, пожалуй, только государственной библиографии.
На наш взгляд, настало время пересмотреть функциональное назначение рекомендательной библиографии, учитывая социально-экономические факторы и современный рынок информационных продуктов. В настоящее время в этой области определились противоречия. С.П.Бавин и М.И.Давыдова отмечают увеличение фактографического материала и анализа произведений, превращение рекомендательных пособий в самодостаточные издания, использование принципов популяризации. А.Н.Дулатова (7) высказывается за сохранение функций пропаганды книги, чтения первичных художественных произведений, а не за популяризацию знаний о них. По её мнению, это помогает рядовому читателю видеть грань между библиографическим пособием и литературоведческим изданием. Одновременно она предупреждает: перенасыщение рекомендательного библиографического пособия познавательным материалом приводит читателя к непониманию сути библиографической информации, а, следовательно, к информационной неграмотности.
Так как создание рекомендательных библиографических пособий до сих пор остаётся прерогативой библиотечных работников, поиски функционального назначения рекомендательной библиографии необходимо связывать с деятельностью и функциями публичных библиотек. В настоящее время это также больной вопрос. На стыке двух веков многое подвергается критике и отрицанию. И мнения о будущем библиотек кардинально расходятся: от полного их отрицания как учреждений до конкретного изменения их социальных функций (8).
В связи с возникшим в обществе расслоением населения на богатых и бедных высшее образование становится привилегией преимущественно обеспеченных людей. Социально необеспеченные слои реально могут обучаться непрестижным специальностям в непрестижных вузах или ограничиться средним специальным образованием. В связи с этим нам представляется интересной версия К.Бэтта о библиотеках будущего, которые он видит как «виртуальные университеты». В их задачу должно входить предоставление пакетов учебных материалов учебных курсов для тех, кто по каким-либо причинам не может обучаться в вузах. Это было бы возможно, если бы университеты предоставляли такие пакеты библиотекам бесплатно. Не стоит объяснять, что большинство библиотек будет не в состоянии их оплатить. Таким образом, одной из функций библиотек должна стать функция социальной адаптации необеспеченных слоёв населения. А в задачу рекомендательной библиографии, на наш взгляд, должно войти создание аналогов пакетов университетских учебных материалов. При их составлении следует учитывать, что они рассчитаны на студентов, посещающих занятия. У пользователей библиотек таких возможностей не будет. Следовательно, библиографическое пособие должно содержать либо большой объём фактографической информации, либо отсылки к популярным изданиям по основам данной дисциплины (если таковые имеются).
В самообразовательных целях представляется интересным создание библиографического пособия-игры с элементами теста-диагностики. Например, персональная глава начинается с теста. Предлагается ответить на вопрос: «К какому литературному течению можно отнести творчество Вальтера Скотта?» Ниже приводятся ответы: а) романтизм; б) классицизм; в) реализм. Читатель выбирает ответ и определяет для себя «маршрут» путешествия по главе. Если ответ неверен, ему будет предложено начать изучение творчества писателя с популярной биографии. Правильный ответ предполагает более высокий уровень подготовки и, следовательно, более сложный маршрут. Несомненно, пособия такой формы предназначены детской и юношеской аудитории. Это позволит глубже заинтересовать их библиографическим поиском рекомендованных книг и чтением названных произведений.
Отказываться от рекомендательной библиографической информации, на наш взгляд, рано. Хотя стоит признать, что настало время выбора: популяризировать или рекомендовать и пропагандировать художественную литературу. От этого зависит дальнейшая судьба рекомендательной библиографии.
В 1921 г. из России отправился в изгнание целый корабль с философами. Таким образом была репатриирована целая наука. Не повторить бы этот печальный опыт в современной ситуации. Рекомендательная библиография в той или иной форме существует в Англии, США, Болгарии и некоторых других странах. В России её «закрывают» силовыми методами. Не так давно закрыт отдел рекомендательной библиографии в РГБ (некогда – Всероссийском центре рекомендательной библиографии). Между тем выпущенные им энциклопедии А.М.Горбунова «Панорама веков» и «Поэты Серебряного века» являются бестселлерами!
На, наш взгляд, настало время для проведения широкомасштабного исследования по применению рекомендательных библиографических пособий в публичных и учебных библиотеках, стоило бы получить отзывы о них от обыкновенных читателей. Ведь ни для кого не секрет, что во многих публичных библиотеках ведётся разработка собственных рекомендательных пособий за неимением выпущенных централизованно. На страницах журналов продолжают публиковаться библиографические списки и обзоры литературы.

Литература (приводится в соответствии с ГОСТом, действовавшем в 2000 году):

1. Краткий словарь литературоведческих терминов: Книга для учащихся. – 2-е изд., дораб. – М.:Просвещение, 1985. – 207 с.
2. Трубников С.А. Основные вопросы идейно-эстетической характеристики произведений художественной литературы в рекомендательной библиографии: Дис. .. канд. пед. Наук. – М., 1956. – 216 с.
3. Куликова А.П. Некоторые особенности рекомендательной библиографии в периодической печати // Современные проблемы развития рекомендательной библиографии: Сб. статей. – М.: Книга, 1973. – С. 131 – 146.
4. Давыдова М.И. Литературная библиография на этапе обновления // Библиография. – 1998. - № 4. – С. 133-139.
5. Давыдова М.И. В мире художественной литературы // Мир библиографии. – 1999. - № 4. – С. 71 – 74.
6. Бавин С.П. Литературная рекомендательная библиография: динамика основных функций и жанрово-типологическая структура в современной социокультурной ситуации: автореф. дисс. …канд. наук. – М., 1996. – 24 с.
7. Дулатова А.Н. Рекомендательная характеристика в литературном библиографическом пособии как носитель первичной информации // Человек в мире искусства: Информационные аспекты. – Краснодар, 1994. – С. 351-353.
8. Багрова И. Есть ли у библиотек будущее в ХХI веке // Библиотековедение. – 1999. – № 1. – С. 138-151.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Общее представление о жанрах библиографических пособий. Их разнообразие для всех групп пользователей: очерки, хрестоматии, антологии, энциклопедии, монографии, электронные пособия. Рекомендательные библиографические пособия для детей и молодежи.

    курсовая работа , добавлен 16.09.2009

    История библиографии как науки и современнность. Существующие разногласия в признании научного статуса библиографии. Новые проблемы библиографии. Расцвет библиографии не зависит от того, признают ее научным феноменом или нет.

    курсовая работа , добавлен 07.09.2002

    Представление о библиографической продукции, деятельности. Разновидность библиографических указателей, библиографического обзора. Формы изданий и публикаций библиографических материалов. Типы и жанры, классификация библиографических пособий по приметам.

    реферат , добавлен 12.10.2010

    Характеристика преимуществ использования сигнальных, реферативных, смешанных и печатных сводных научно-вспомогательных библиографических пособий. Список изданий библиотеки ИНИОН РАН по направлениям социальных и гуманитарных наук в Российской Федерации.

    реферат , добавлен 22.08.2010

    Понятие и функции библиографической деятельности. Организация библиографической работы в разных типах библиотек. Признаки библиографии как системы. Принципы функционирования библиографической деятельности. Основные направления ее структурирования.

    курсовая работа , добавлен 01.03.2010

    Анализ особенностей речевых жанров "Загадка", "Басня" и "Сказка"; элементы, формирующие их восприятие. Структура, содержательная сторона, иносказательный смысл, организация фреймового пространства, идентификация, восприятие и построения в речевых жанрах.

    реферат , добавлен 22.08.2010

    Интерес к древним культурам в современном обществе. Роль античной мифологии в духовной культуре, ее значение и использование в литературе и астрономии. Сюжеты мифов Древней Греции и Рима, их ценность для современности. Мифы о Геракле, Орфее и Эвридике.

    курсовая работа , добавлен 01.05.2009

Рекомендательная библиография, отрасль научной и практической деятельности, один из видов библиографии . Главное общественное назначение Р. б. в СССР и др. социалистических странах - содействовать общему и профессиональному образованию и самообразованию, пропаганде политических, научных и эстетических знаний, в целях всестороннего развития личности и воспитания её в духе принципов коммунизма. Р. б. выступает как одно из основных средств пропаганды книги, метод руководства чтением. На Р. б. распространяются главные ленинские принципы пропаганды: партийность, научность, связь с жизнью, с практикой коммунистического строительства. Пропаганда книг средствами Р. б. осуществляется различными каналами массовой коммуникации: библиотеками, периодической печатью, радио, телевидением. Система рекомендательно-библиографических пособий представляет собой комплекс изданий, охватывающий все важнейшие отрасли знания и обслуживающий различные сферы общественной практики. Имеются 3 главные отраслевые ветви пособий: общественно-политической тематики; естественнонаучной и технической; художественной литературы, литературоведения и искусства; составляются также пособия, отражающие межотраслевую проблематику. Пособия Р. б. дифференцируются в соответствии с социально-демографическими и др. признаками читательских групп и по целевому назначению (овладение определённой отраслью знания, расширение политического, общенаучного и культурного кругозора, повышение квалификации и т.д.). В зависимости от назначения в основе пособия лежит определённый идейно-педагогический замысел, диктующий проблематику пособия, отбор литературы, композицию и форму подачи материала. Пособия Р. б. используются пропагандистами и лекторами в пропаганде знаний, библиотекарями в различных формах индивидуальной и массовой работы с читателями. В создании системы пособий участвуют центральные, республиканские и областные (краевые) библиотеки. Значительная роль в развитии советской Р. б. принадлежит Н. К. Крупской. Разработка теории Р. б. ведётся по следующим проблемам: социальные функции Р. б., психолого-педагогические проблемы Р. б., содержание, формы и методы пропаганды книги средствами Р. б. и др. Координационный и методический центр в области Р. б. - Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина в Москве.

Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 25, с. 111-14; Крупская Н.К., О библиотечном деле, М., 1957; Рекомендательная библиография и руководство чтением, Сб. статей по теории и методике, М., 1967; Современные проблемы развития рекомендательной библиографии, Сб. статей, М., 1973.

Большая Советская Энциклопедия М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978

- 169.50 Кб

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

Алтайская государственная академия культуры и искусств

Факультет информационных ресурсов и дизайна

Кафедра музеологии и документоведения

Курсовая работа по дисциплине «Библиографоведение»

Выполнил:

Работа защищена

«___»________2014 г.

оценка__________

Барнаул, 2014

Введение………………………………………………………… …………….….3

функции…………………………………………………………… …...9

Глава 2. Основные проблемы и тенденции развития рекомендательной библиографии на современном этапе………………………………………..19

современное состояние……………………… ………………………19

юношества……………………………………………………… …….21

Заключение…………………………………………………… ……………...…28

Введение

Актуальность. В последние годы в Российском обществе всё чаще поднимается вопрос об отсутствии интереса к чтению. Причём не только у подрастающего поколения, но и у взрослых людей.

Чтение по своей сути было и остаётся единственной интеллектуальной технологией освоения накопленного человеческого знания. Уровень интеллекта нации, стабильность её развития и процветания, конкурентоспособность страны непосредственно определяется именно уровнем и качеством чтения.

На сегодняшний день книгоиздательский бизнес в нашей стране процветает. В литературе постоянно появляются новые имена. Ежегодно огромными тиражами издаются книги развлекательного характера, так называемого «лёгкого чтива». Таким образом, возрастают сугубо развлекательная составляющая чтения и стремление людей свести к минимуму затраты интеллектуальных усилий при чтении; уменьшается востребованность «высокой», наиболее развивающей и информативной профессиональной и художественной литературы.

С тех пор, когда библиотеки признали своей основной функцией – информационную, произошло полное отрицание их рекомендательной деятельности, вместе с отрицанием такого термина, как «руководство чтением».

Таким образом, перед современным обществом встал вопрос о том, как повысить престиж чтения, как помочь читателю сориентироваться в потоке информации. И поскольку основным источником информации о литературе всегда была рекомендательная библиография, то ведущая роль в отборе лучших книг для образования и просвещения принадлежит именно ей.

Рекомендательная библиография невозможна без активной и плодотворной деятельности двух функционально предшествующих типов библиографии - государственной (учетно-регистрационной), научно-вспомогательной (критической). Лишь на основе учета и оценки источников информации становится действенной рекомендательная библиография: доведение до конкретного потребителя наиболее ценной информации с учетом возможностей ее освоения и принятия соответствующего информационного решения. Рекомендательная библиография прошла в своём развитии сложный путь. В 70-х годах ХХ века в библиотечном сообществе шла о неприятия ее как особого функционального типа. Примером может служить документографическая концепция О.П.Коршунова, в которой она вообще исключена. Представитель книговедческой концепции А.И.Барсук считал возможным называть ее не рекомендательной, а научно-популярной, исходя из ее «общеинтересного» назначения.

И сегодня, опыт многих библиотек России свидетельствует о том, что умело и вовремя подготовленное, и к тому же хорошо оформленное библиографическое пособие может стать «точкой роста» как для маленького, так и для взрослого читателя при изучении той или иной темы.

Таким образом, актуальность данной работы определяется, прежде всего, требованием времени, так как многие специалисты в библиотечном деле видят в возрождении рекомендательной библиографии выход из кризиса связанного с отсутствием интереса к чтению.

Предметом исследования в данной работе является состояние, проблемы, перспективы развития рекомендательной библиографии.

Цель данного исследования - рассмотреть историю зарождения, современное состояние и перспективы развития рекомендательной библиографии.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

3. Определить основные проблемы и тенденции развития рекомендательной библиографии.

Изученность. Истории, теории, методике, практике рекомендательно- библиографической деятельности посвящено большое число публикаций, многие из которых принадлежат перу корифеев отечественного библиотековедения. Среди них – М.Г. Вохрышева, Н.Е. Добрынина, О.П. Коршунов, И.Г. Моргенштерн.

М.Г. Вохрышева в своей книге «Теория библиографии» рассматривает особенности инновационной методики рекомендательных пособий.

Н.Е. Добрынина в своих работах раскрывает неразрывную связь рекомендательной библиографии с читателем, а также рассматривает миссию, предназначение и роль рекомендательно- библиографической деятельности.

И.П. Моргенштерн в своей публикации обсуждает проблемы рекомендательной библиографии, основной акцент делая на терминологический аспект.

После долгого перерыва РГБ возобновил выпуск профессионального научно-практического сборника «Вопросы библиографоведения». 11 выпуск, вышедший в 2001 году, посвящен проблемам теории и практики рекомендательной библиографии, которая в тот период переживала непростой этап переосмысления собственного предназначения. Среди авторов сборника: Т.Н. Суминова, которая раскрывает проблемы жанра энциклопедии в литературной библиографии. С.И. Коровицина предлагает проект электронной базы данных в рекомендательной библиографии и др.

При написании данной курсовой работы был использован также статейный материал из таких профессиональных журналов, как: «Мир библиографии», «Библиография», «Школьная библиотека», «Библиотековедение», «Библиотечное дело».

Как уже говорилось выше изучением проблем и внедрением новых форм рекомендательной библиографии в практику занимается довольно большое количество специалистов разных уровней. Так, например, в журнале «Мир библиографии» в 2006 году вышел цикл статей касающихся различных комплексов рекомендательной библиографии в Российской государственной библиотеке.

В журнале «Библиография» в рубрике «Библиография - детям» опубликована статья Л. Б. Грузиновой и А. В. Митрофановой «Рекомендательные информационно - библиографические ресурсы для детей и юношества». В статье идёт речь о рекомендательных библиографических изданиях, как о традиционных, так и электронных, обобщён и представлен опыт работы библиотек различных уровней.

Авторы статьи «Кто сказал, что библиография – это скучно?» Я.Л. Бондаренко и Т.И. Сафонова вышедшей в журнале «Школьная библиотека» в 2003 году рассказывают об уникальном, на тот момент, опыте работы Центральной детской библиотеки города Николаева. Арсенал традиционных форм и методов работы данной библиотеки постоянно пополняется новыми пособиями, подготовленными с помощью новейших компьютерных технологий. Таким образом, речь в статье идёт об инновационных методах донесения библиографической информации до читателей.

В статье «Рекомендательная библиографическая деятельность детских библиотек в Интернете (направления и педагогические принципы)» опубликованной в журнале «Библиотековедение» (2008 год №3) идёт речь о результатах научно исследовательской работы по изучению сетевой рекомендательно- библиографической информации о детской литературе. Автор статьи Г.С. Ганзикова является доцентом кафедры документоведения, библиотековедения и библиографии Пермского государственного института искусства и культуры на базе которого и проходило данное исследование с

Таким образом, наблюдается достаточно большой массив документов по изучаемой тематике, что позволяет сделать вывод, что данная тема достаточно изучена.

Практическая значимость данной курсовой работы заключается в оказании помощи студентам библиотечных факультетов по курсу «Библиографоведение», в подготовке докладов, рефератов и семинаров.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Во введении раскрывается актуальность исследования, объект, предмет, изученность темы, определены цели, задачи и методы работы.

Вторая глава «Основные проблемы и перспективы развития рекомендательной библиографии на современном этапе» дает характеристику современного состояния рекомендательной библиографии в просвещении и образовании, показана роль рекомендательной библиографии в чтении и детей и юношества, представлены Перспективы развития рекомендательной библиографии.

Работа снабжена списком использованной литературы.

По мнению А.М. Горбунова, рекомендательная библиография – область деятельности, обеспечивающая читателей библиографической информацией с учётом их дифференцированных потребностей в сфере образования и самообразования, воспитания и формирования личности. Информационное поле рекомендательной библиографии определяется особенностями удовлетворения многообразных потребностей широких кругов читателей .

Рекомендательная библиография определена в первом государственном терминологическом стандарте «Библиография. Термины и определения» (ГОСТ 16448-70): «...библиография, содействующая общему и проф. образованию, самообразованию, пропаганде научных и политических знаний». Согласно терминологическому словарю «Библиотечное дело» (М., 1997), основной метод рекомендательной библиографии – «рекомендация читателям документов по определённым содержательным и качественным критериям» .

1) библиографические процессы оповещения о документах, целенаправленного их поиска в соответствии с уровнем начитанности, общеобразовательной подготовки, с глубиной, широтой и устойчивостью читательских интересов; доведение информации о документах до читателей;

3) метод организации чтения, включающий не только рекомендованные произведения, но и советы по их использованию;

4) канал информатизации общества в системе масс-медиа .

Рекомендательная библиография развивается по присущим ей законам, обладает свойством диалектики, взаимосвязи объективного и субъективного в отражении документов, вбирает в себя широкий спектр знаний о мире, определяет количество и качество необходимых сведений, оптимальные пути доведения информации до читателя, учитывает характеристики читательских групп.

Описание работы

Актуальность. В последние годы в Российском обществе всё чаще поднимается вопрос об отсутствии интереса к чтению. Причём не только у подрастающего поколения, но и у взрослых людей.
Чтение по своей сути было и остаётся единственной интеллектуальной технологией освоения накопленного человеческого знания. Уровень интеллекта нации, стабильность её развития и процветания, конкурентоспособность страны непосредственно определяется именно уровнем и качеством чтения.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….….3
Глава 1. Рекомендательная библиография в России: основные характеристики………………………………………………………………….9
Рекомендательная библиография: сущность, цели, задачи,
функции………………………………………………………………...9
История становления рекомендательной библиографии … 11
Глава 2. Основные проблемы и тенденции развития рекомендательной библиографии на современном этапе………………………………………..19
2.1. Рекомендательная библиография в просвещении и образовании:
современное состояние………………………………………………19
2.2 Роль рекомендательной библиографии в чтении и детей и
юношества…………………………………………………………….21
2.3 Перспективы развития рекомендательной библиографии……24

Заключение…………………………………………………………………...…28
Список использованной литературы………………………………………..30

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png